Кисти наголо: кем был казак-художник Петр Косолап - Форум владельцев китайских машин

Вернуться   Форум владельцев китайских машин Новостная повестка Актуальные новости сегодня
Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать Помощь по форуму по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
Забыли пароль?

Ответить | Новая тема | Все темы раздела
Старый 16.12.2024, 18:31   #1 (ПС)
himich
Добрый админ
 
Регистрация: 12.05.2024
Сообщений: 5,966
Вес репутации: 0
himich пока не определено
По умолчанию Кисти наголо: кем был казак-художник Петр Косолап
Кисти наголо: кем был казак-художник Петр Косолап
Даже в дореволюционных справочных изданиях о нем есть лишь краткие биографические сведения, а в советский период о нем просто забыли. И только в наше время благодаря кубанским подвижникам, таким как известный краснодарский краевед почетный гражданин Краснодара Виталий Бардадым, в летопись Кубани удалось вернуть имя нашего земляка, художника и графика Петра Косолапа. О нем рассказывает автор «КИ» *Александр Бурмагин — кандидат исторических наук, заместитель атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.

Учеба, определившая жизненный путь

Петр Сысоевич родился в Екатеринодаре 16 декабря 1834 года в семье хорунжего Черноморского казачьего войска. Его отец, Сысой Артемович Косолап, в 1852-1856 гг. исполнял обязанности наказного атамана Азовского казачьего войска.

Родовой одноэтажный дом Косолапов в Екатеринодаре стоял на ул. Красной, 6, между находящимся на пересечении улиц Красной и Пушкина домом Акулова (ранее Красная, 4) и построенном в 1916 году зданием армянского училища на Красной, 8 (ныне библиотека им. А.С. Пушкина).

Петр Сысоевич в начале своего жизненного пути пошел по стопам отца. В 1847 году глава семьи отправил его в Санкт-Петербург, определив на учебу в Павловский кадетский корпус. Именно там 13-летний Петр впервые познакомился с рисованием — эта дисциплина входила в обязательную программу подготовки будущих офицеров. И, как оказалось впоследствии, это стало основным делом его жизни. Здесь уже 17-летний кадет создал свою первую из известных сегодня работ — литографическое изображение картины французского художника «Эпизод отступления из России».

После окончания корпуса Петра Косолапа произвели в офицерский чин и направили на службу в Черноморское казачье войско. Служил в 1-м конном полку, 1-м пешем батальоне. На заключительном этапе Кавказской войны участвовал в боевых действиях в Закубанье в составе знаменитого Адагумского отряда генерал-майора П.Д. Бабыча. За боевые отличия хорунжий Косолап был награжден Анненским оружием с надписью «За храбрость», орденом Св. Станислава III степени с мечами и бантом, серебряной медалью «За покорение Западного Кавказа», крестом «За покорение Кавказа». В 1859 году его произвели в сотники.

Необычная судьба рисунка

Биографы Косолапа пишут, что именно в это время он заявил о себе не только как храбрый воин, но и как способный художник. Участвуя в боях и походах, молодой офицер не забывал своего увлечения рисованием. Здесь он создал серию рисунков, на которых изобразил своих боевых товарищей-офицеров и пластунов в боевой обстановке. Лишь малая часть из них сохранилась до наших дней — это «Засада пластунов в Прикубанских плавнях. Эпизод из Кавказской войны с черкесами» и «Казаки-пластуны». Рисунки говорят не только о таланте художника, но и его боевом опыте и знании военного стиля кубанских пластунов.

Фото: рисунок Косолапа «Казаки-пластуны», 1859 год.На рисунке «Казаки-пластуны» он изобразил своих сослуживцев. Рисунок сопровождается подписью, сообщающей о том, что это священник, проводник и офицер-пластун из линейцев: «отецъ діаконъ, Мустафа, майоръ (войсковой старшина) Колесниковъ (пластунский панъ)».

Интересна дальнейшая судьба этого произведения. Вероятно, автор подарил его тогдашнему атаману Черноморского казачьего войска генерал-лейтенанту Филипсону, и рисунок хранился в его семье. По инвентарной записи удалось установить, что дочери генерала, Софья и Наталья, проживающие в Киеве, передали рисунок в Киевский художественный музей. На Украине он должен сохраниться до сих пор. Хотя продажные киевские власти успели разбазарить уже столько материальных национальных ценностей, что сказать об этом с уверенностью сегодня никак нельзя.

Изучающая творчество Косолапа сотрудник национального музея «Киевская картинная галерея», в которой хранится рисунок Косолапа «Казаки-пластуны», Н.Е. Агеева в 2019 году отмечала:

«Судьба художников и отдельных произведений складывается иногда чрезвычайно неудачно, порой даже несчастливо. Такая судьба постигла художника Петра Сысоевича Косолапа и его рисунок «Казаки-пластуны», который в начале 1930-х гг. хранился в Государственном музее украинского искусства и значился как работа художника Казанского. В сентябре 1936 года рисунок вместе с другими произведениями был передан в Киевский государственный музей. Здесь авторство рисунка Николая Николаевича Казанского (1858-1914) было поставлено под сомнение. На рисунке есть дата создания — 1859 год, и родившийся за год до этого будущий художник Казанский еще не мог держать в руках карандаш…

Между тем на рисунке есть не только дата, но и подпись, которую после внимательного изучения удалось расшифровать — «Касалапъ». Именно так, или «П. Касалапъ», подписывал свои работы офицер Черноморского, впоследствии Кубанского казачьего войска, и художник Петр Сысоевич Косолап…»

Таким образом, даже чудом сохранившаяся работа художника долгое время была неизвестна и по непонятным причинам приписана другому автору.

В Академии художеств доучиться не дали

По личной рекомендации главнокомандующего Кавказской армией князя А.И. Барятинского, в 1861 году боевого офицера Косолапа направили на учебу в Императорскую Академию художеств за счет Кубанского казачьего войска. Сначала он был вольным слушателем, затем стал учащимся.

К этому времени относится создание его наиболее известной картины «Сумасшествие»,* написанной в 1863 году.

*«Безумный скрипач у тела умершей матери», П. Косолап. 1863 год. Русский музей.
«Сумасшедший музыкант» г-на Косолапа, небольшая картина художника, который только начинал свою карьеру, еще незавершенная в технике, но уже обладающая потрясающей пластичностью, правдой и поэзией: его бедный сумасшедший играет свою безумную музыку на чердаке перед своей старой больной матерью, на которую еле-еле светит лампочка, в окружении бедности и лишений — этот образ заставил зрителей задержаться и вызвал глубокое впечатление у каждого, кто увидел картину Косолапа на выставке Академии…

— давал ей оценку художественный критик В.В. Стасов.
За нее молодой художник был удостоен малой серебряной медали. Сегодня произведение хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

В 1864 году Петр Косолап заслужил большую серебряную медаль за работу «Возвращение ссыльного». Малой золотой медалью отметило руководство Академии в 1867-м участие художника в выполнении программного полотна «Последние минуты Шамиля в Гунибе» («Мюриды убеждают Шамиля сдаться русским»). Это был расцвет творчества художника.

Однако завершить курс наук для получения официального звания художника ему не удалось. Чиновники из Войскового штаба отказали ему в дальнейшей оплате учебы в академии (500 руб. серебром в год). Так и не получив звания классного художника, он только в 1870 году смог получить Свидетельство о праве преподавания рисования в средних учебных заведениях.

В 1868 году Петр Сысоевич вернулся на Кубань и, испытывая нужду в денежных средствах, был вынужден вновь поступить на военную службу. Вышел в отставку в чине войскового старшины.

Жил в Екатеринодаре. Сначала пытался выполнять частные заказы. Как пишет известный краснодарский краевед Галина Шахова, в 1870-м в екатеринодарской газете было опубликовано объявление: «Воспитывавшийся в Академии художеств, удостоенный серебряных и золотой медалей за искусство в живописи, принимает заказы. Обращаться к Петру Косолапу в доме вдовы генерал-майора Косолапа».

Однако заказов, судя по всему, поступало недостаточно. Петр Сысоевич становится учителем рисования и каллиграфии в Кубанском Мариинском женском училище (с 1903 года — институт), которое в то время располагалось на ул. Посполитакинской (Октябрьской) рядом с усадьбой атамана Я.Г. Кухаренко. Вскоре Косолап получил гражданский чин надворного советника. В училище он преподавал без малого 30 лет.

От замысла до воплощения — 19 лет

В 1894 году на Кубани был объявлен конкурс на лучший проект памятника черноморским казакам, высадившимся в 1792-м на Тамани под командованием Саввы Билого. Сегодня мало кто знает, что автор проекта этого памятника — екатеринодарец П.С. Косолап. Он писал: «Я хотел придать памятнику больше достоверности и жизненности, соответствующей историческому событию Черноморского Казачества…»

Его конкурентом выступил бывший атаман Екатеринодарского отдела генерал-лейтенант И.И. Мазан, представивший проект, на котором предлагал изобразить казака с грамотой Екатерины II в руках. Кубанцы предпочли проект Косолапа. Правда, возведение его растянулось на долгие годы, и памятник, созданный скульпторами Б.В. Эдуардсом и Л.И. Адамсоном, открыли в станице Таманской лишь в 1911-м.

Однако автор проекта Петр Сысоевич Косолап не дождался его открытия. Он скончался от сердечного приступа 8 февраля 1910 года.

Кубанский историк генерал И.Д. Попко отмечал, что Косолап «казак, который превратил свои доспехи в кисть и палитру». В памяти потомков он остался как автор картин и этюдов, посвященных казачьей жизни, и монументальной казачьей скульптуры. По его проекту, кроме памятника запорожцам в Тамани, были изготовлены надгробная стела сотнику Гречишкину в станице Тифлисской и композиция в бывшей русской крепости Карс, установленная на могиле погибших при ее взятии кубанских казаков.

Уже в наше время известный краснодарский краевед почетный гражданин Краснодара Виталий Бардадым в своем очерке «Судьба художника» отмечал: «Так в казачьем степном городе прошла незаметно жизнь художника, когда-то подававшего большие надежды… Провинция засосала талант».

В Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко картин и рисунков екатеринодарского казака Петра Косолапа, к сожалению, нет.

Тем временем

Сегодня*в селе Заречное Джумайловского (бывший хутор сотника Василия Джумайло) сельского поселения Калининского района мало кто вспоминает,*что* переименованное село располагается на месте казачьего хутора Косолапов, ранее носившего название Косолаповка.

Автор материала: Александр Бурмагин, кандидат исторических наук, помощник атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.



Источник Краснодарские Известия.
himich вне форума   Ответить с цитированием
Ответить | Новая тема | Все темы раздела
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0, гостей: 1)
 

Текущее время: 02:14. Часовой пояс GMT +3.


©2000—2025 Talk-Car.ru.
Powered by vBulletin® Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot.
talk-car.ru