|
Если это ваш первый визит, рекомендуем почитать Помощь по форуму по форуму. Для размещения своих сообщений необходимо зарегистрироваться. Для просмотра сообщений выберите раздел.
|
Ответить | Новая тема | Все темы раздела |
|
Опции темы |
16.12.2024, 14:24 | #1 (ПС) | ||
Добрый админ
Регистрация: 12.05.2024
Сообщений: 5,966
Вес репутации: 0 |
Евангелие XVIII века вернулось в музей Фелицына после масштабной реставрации
Встречают по окладу Огромное напрестольное Евангелие в посеребренном окладе, украшенное эмалевыми медальонами и обрамленное кастами с инкрустацией цветным стеклом… Так изящно и величаво предстал пред нами книжный памятник, возраст которого перешагнул отметку в более чем два с половиной века! Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»Как вы уже догадались, история Евангелия впечатляет ничуть не меньше убранства. Его изготовили в 1759 году в Московской синодальной типографии. Название переводится с греческого языка как «благая весть». Недаром вынос и чтение Нового Завета — самые торжественные моменты в православном богослужении. Соответствовать этому статусу должен был и облик священной книги. Про материал и наружное оформление мы уже сказали — ведь встречают по окладу. Обратимся же к содержанию переплета, который тоже таит в себе роскошь. Евангелие отпечатано на дорогой и качественной александрийской бумаге. Шрифт имитирует уставное письмо: до появления книгопечатных станков на Руси именно им переписывали церковные книги. Текст украсили рисунки Семена Второва, гравюры Василия Иконникова, рамки на полях, декоративные вязи, заставки и буквицы. Кстати, вес каждого Евангелия из этого тиража достигал 30 килограммов, львиную долю которого — 20 килограммов — занимал только сам книжный блок. Всего с 1756 по 1759 год в Москве выпустили около 600 таких изданий, 50 из них были подносными, то есть предназначались для подарков императору, членам его семьи, другим влиятельным лицам. Из Москвы в Запорожскую Сечь, а затем на Кубань Оказавшееся позднее в коллекции музея им. Фелицына Евангелие с 1763 года хранилось в церкви Покрова Пресвятой Богородицы — главном храме Запорожской Сечи. Его передал туда атаман Петр Калнышевский. В 1775 году Сечь распустили. Часть верного императрице казачьего войска переселилась на земли между Бугом и Днепром, попросив прежде разрешение забрать с собой библиотечный фонд монастыря. Так ценная книга отправилась в свое второе путешествие. А в 1798 году Евангелие оказалось на Кубани. Первоначально оно хранилось в ризнице войсковой Черноморской Свято-Троицкой (походной) церкви. В октябре 1802-го его передали в Войсковую соборную церковь Во имя Воскресения Христова. С 70-х годов XIX века и вплоть до 20-х годов ХХ века Евангелие находилось в Войсковом Александро-Невском соборе. С революцией и приходом большевиков на юг России началась антицерковная кампания, в результате которой богослужебные заведения закрыли, а многие реликвии либо пропали, либо были уничтожены. Но благодаря ученому Григорию Григору — эксперту музейного отдела Главнауки, в 1922 году в Кубанский областной музей (ныне им. Фелицына) попало несколько экспонатов из Александро-Невского собора, в том числе и Евангелие. Он убедил членов комиссии по изъятию из храмов церковных ценностей в том, что реликвии имеют историческую и художественную ценность,С 2011 года Евангелие стало «звездой» открывшейся выставки «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска». В целом за ту сотню лет, что памятник экспонировался в этом учреждении, на него неоднократно обращали внимание представители казачества, для которых эта святыня особенно ценна. В конце 2020 года с инициативой реставрации выступил бывший атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев выделил на преображение экспоната 4,5 млн рублей, и в августе 2021 года Евангелие впервые за век покинуло музей для работы в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Труд химиков, металловедов, коррозионистов… Полгода специалисты устанавливали все повреждения и разрабатывали программу реставрации. А с начала 2022-го приступили к самому процессу. Реставрацией листов и переплета занимался отдел научной реставрации рукописей, а с окладом работали эксперты из отдела реставрации металла. Издание полностью демонтировали: сняли оклад, деревянные крышки, расшили книжный блок, разобрав тетради на отдельные листы. Каждый из них промыли и высушили. Около года александрийская бумага сохла под натиском пресса. От загрязнений очистили и оклад. Что касается эмалевых медальонов с изображением апостолов, то из пяти дробниц сохранилась лишь одна, с изображением евангелиста Матфея. Точные аналогии остальных реставраторам удалось найти в музее Уфы. Камушки цветного стекла, обрамляющие оклад, тоже дошли до наших дней не в полном составе. А те, что «выжили», реставраторы отделили и бережно промыли специальным раствором. Раньше они были помутневшими и тусклыми, а после этой процедуры прямо-таки заиграли. Отсутствующие камни заменять не стали, поскольку неизвестно, какого цвета они были и в каком порядке. А самодеятельность в деле сохранения нашего культурного и исторического наследия ни к чему,По словам Марины Смертиной, в конце работы предстояло самое волнительное: вставить книжный блок в оклад. Этого момента сотрудники ждали с замиранием сердца, ведь была вероятность того, что после очистки листы увеличатся в объеме и не войдут обратно. К счастью, все обошлось. Два с половиной года над книжным памятником трудились химики, металловеды, коррозионисты, художники по металлу, специалисты по реставрации переплетов и бумаги…И, наконец, в конце 2023 года музейный предмет вновь обрел целостность — все детали: оклад, книжный блок, эмалевые медальоны, застежки собрали воедино. Плюс две находки Интересно и то, что, благодаря долгожданной реставрации Евангелия, фонд музея Фелицына пополнился еще двумя экспонатами. Один из них — это набросок узора, который украшает оклад Евангелия. А на другом тушью изображена схема расположения колоколов. Заклеенный бумагой верхнего форзаца, все эти столетия рисунок прятался под крышкой книги. Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ» Специалисты установили его возраст — он был создан тогда же, когда и книга — во второй половине XVIII в. Скорее всего, листок* попал в переплет в старинной мастерской случайно и благодаря этому сохранился. Как считает реставратор произведений графики высшей категории Елена Фролова, это схема размещения колоколов на звоннице Новоспасского монастыря. По ее предположениям, вес колокола, указанный на схеме — а это порядка 18 тонн, есть только в этом месте. Так или иначе, этот документ обязательно прольет свет на искусство колокольного звона,Само преобразившееся Евангелие продолжит радовать посетителей на витрине выставки, посвященной казачьим регалиям. Однако экспонироваться оно будет иначе, чем до реставрации. Раньше книга стояла в вертикальном положении на подставке, но, по словам московских специалистов, это оказывало большую нагрузку на переплет. Теперь издание будет располагаться горизонтально либо под наклоном. Сотое знамя в коллекции Еще один уникальный экспонат, вернувшийся в музей им. Фелицына после реставрации, — это знамя «За храбрость и усердие при переправе через Дунай в 1828 году, постоянную преданность и отличную службу», пожалованное императором Николаем I Азовскому казачьему войску. Полотно ценно для фондохранилища и тем, что явилось сотым в коллекции знамен и одним из самых крупных по размеру: 180х180 см. Всего в нашем музее 102 войсковых, полковых и куренных знамени, которые в 2007-2009 гг. в крайне ветхом состоянии с множеством разрывов и утрат вернулись на Родину вместе с коллекцией регалий и реликвий Кубанского казачьего войска из США. Специалисты* Государственного научно-исследовательского института реставрации по крупицам восстановили последние знамена из этой уникальной коллекции,Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»Реставраторов в процессе работы над знаменем сопровождали трудности. Долгие годы экспонат складывали в процессе хранения и перевозок, а с живописью на ткани это делать ни в коем случае нельзя — рисунок стал отслаиваться. Пришлось закреплять уцелевшие фрагменты основой, размягчая каждую ниточку паром и укладывая пинцетом. Не сразу определили и то, какими красками нанесено изображение. Химический анализ показал, что это импортная живопись. Для того, чтобы экспонировать знамя, нужна специальная большая витрина, на которую оно поместится в разложенном виде. Но такого у нас пока нет. Надеемся, что в скором времени мы сможем выставить его и другие знамена из фондохранилища. А возможно, посвятим этому целый знаменный зал,Источник Краснодарские Известия. |
||
|
||
|
Опции темы | |
|