himich
13.01.2025, 12:50
Кубанские журналисты рассказали о своем пути в профессию
Кто такой метранпаж?
Оглядываясь назад, редактор «КИ» Лилия Матонина уверена, что журналистика не умирает. Она просто меняется. И это абсолютно нормальный процесс в любой сфере.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/10/photo_2024-10-10_12-47-49-769x1024.jpgФото респондентаОдно поколение медийщиков сменяет другое. Вместе с новой эпохой приходят другие форматы, техническое оснащение и само мышление. Так же было и с нами, когда еще зелеными мы пришли на смену корифеям советской эпохи.
Моя первая публикация в районной газете вышла 33 года назад, когда я училась в 10-м классе и готовилась к поступлению на журфак. Какой же таинственной казалась мне тогда эта профессия! Наполеоновские планы, мечты, юношеский максимализм — весь классический набор юного человека с амбициями был у меня в наличии.
Наша районка располагалась в одном здании с типографией. И эта сторона производства газеты увлекала меня не меньше, чем творческий процесс написания статей. Только представьте, как круто смотреть на печать пахнущего красками издания, зная, что на пятой странице находится твой собственный репортаж со дня рождения города.
Сегодня я чувствую себя настоящим мамонтом, рассказывая молодым коллегам о том, как мы начинали свой путь. Вы вот знаете, кто такой метранпаж? У обожаемого мною драматурга и моего земляка Александра Вампилова (с которым мы в разные годы, но ходили по одним коридорам факультета Иркутского госуниверситета) есть пьеса «История с метранпажем».
В ней необразованность администратора гостиницы, оскорбившего метранпажа, сыграло с ним злую шутку, чуть не доведя до инфаркта. Загадочная должность, указанная в анкете, привела к фантазиям на тему: может, это высокопоставленный чиновник из Москвы?
Увы, гостем оказался наборщик текста из типографии. В 1992 году я своими глазами наблюдала, как метранпаж вставляет железные буковки в гранки. Сложная, кропотливая, ответственейшая работа! Особенно во времена СССР, когда залетевшая не туда буква из имени какого-нибудь партийного босса могла в прямом смысле стоить метранпажу головы.
Непридуманные истории на журфаке вспоминали наши преподаватели. Впрочем, учили они нас той, вчерашней журналистике. Хотя в редакциях уже появились компьютеры, в наших аудиториях стояли пишущие машинки. В университетской фотостудии мы учились проявлять пленки — цифровые аппараты были еще большой редкостью и стоили бешеных денег.
Многие наши преподаватели не захотели смириться с реальностью нового строя и переформатированием профессии. Мы же, выйдя из стен высшего учебного заведения, принялись с нуля строить коммерческую отечественную журналистику. А заодно и постигать азы черного пиара и желтой развлекательной прессы. Ведь именно такой продукт хорошо продавался на рынке в те криминальные сумасшедшие годы, сериалами о которых сегодня засматривается молодежь. У нас не было другого выхода.
К чему я это все? К тому, что времена по своей сути всегда одинаковы. И когда происходит смена эпох, необходимо меняться самому. Профессия журналиста не исчезнет, потому что робот не заменит репортера на передовой и творческое, аналитическое осмысление событий. Сегодня мы видим тенденцию к универсальности: сам снимаю, сам пишу, сам монтирую и публикую. Есть запрос — значит, нужно реагировать. Когда-то мы «замутили» совершенно новую постсоветскую журналистику. Сейчас получили новый вызов — стать многоруким Шивой. Ну что ж, попробуем.
«Покажите того самого репортера Тиму!»
Александр Ершов, главный редактор краснодарского филиала «Российской газеты», поделился с «КИ» своей историей прихода
в профессию.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2025/01/aleksandr-ershov.jpgФото респондентаНачинал журналистский путь в газете «Комсомолец Кубани», которая выходила 5 раз в неделю, а тираж составлял 150 тыс. экземпляров. Опубликовать свой материал на ее страницах было далеко непросто.
В те времена, когда я осваивал азы журналистского мастерства, городской газеты, о которой так мечтали краснодарцы, еще не было. Периодические издания выпускали лишь станкостроительный завод им. М. Седина или вузы, например, Кубанский госуниверситет. Газета «Краснодарские известия» как раз-таки и родилась из мечты тех самых журналистов 70-80-х годов прошлого века, в числе которых был и я.
Так, раз в неделю в «КИ» выходила полоса под рубрикой «Репортер Тима». Над названием с коллегами думали не один день. Я предложил слово «репортер», потому что, как по мне, оно означает что-то шустрое, оперативное. А вот какую бы к нему добавить пару, на ум никак не приходило. Сидели с коллегами, думали, гадали… В один из дней к нам заглянул известный кубанский журналист Виктор Анфиногенов, которого в рабочей среде прозвали Тима. И тут нас осенило! Одна из коллег вскочила со словами: «Вот и родилось название! Будет «Репортер Тима»».
Что выходило под этой рубрикой? Например, одним ранним утром на Шуховской башне появилась загадочная надпись «ВЕРА, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Мы провели расследование, нашли автора этих строк и написали материал.
Публиковали статьи и на злободневные острые темы. Я первый, кто написал о Юбилейном микрорайоне. Раньше это было заброшенное место на берегу реки Кубани. Приезжаю я, значит, с фоторепортером на улицу Алматинскую. Встали и обалдели: перед нами расстилалось море песка и виднелось пламя этого микрорайона. Помню, как после люди рвали газету с этим материалом…
На юбилей краснодарского трамвая организовали для жителей экскурсию по городу в тех самых чехословацких красных «двойках», где были мы, журналисты, а вместо кондуктора с билетами — известный кубанский историк с громкоговорителем. Мы договорились с трамвайным депо, что не станем брать денег с пассажиров — поездка для всех бесплатная. К концу экскурсии водитель сказал, что люди добровольно платили за проезд и в итоге выручка оказалась в 10 раз больше, чем обычно.
А одна из забавных историй случилась в парке им. 40-летия Победы, в одном из известных ресторанов Краснодара, где мы справляли свадьбу наших коллег. Во время празднования подошла владелица заведения и попросила: «Мне не нужно никаких чаевых, все сделала по минимуму, но вы только покажите мне того самого репортера Тиму…»
Не только информировать, но и помогать
Главный редактор «Комсомольской правды» — Кубань» Ольга Сухова вспоминает, как создавались материалы без скоростного интернета, соцсетей и современных гаджетов.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2025/01/olga-suhova-2-977x1024.webpФото респондентаО журналистике я мечтала еще с пятого класса школы. Хотя при этом дико не любила писать сочинения (зато сейчас: «Дайте мне бумагу — хочу писать!»). Поэтому после школы пошла на журфак КубГУ. А когда училась на 3-м курсе университета (2006), попала на практику в «Комсомолку». Сбылась еще одна мечта! Попасть в «КП» казалось чем-то невозможным. После стажировки меня взяли в штат. Тогдашний редактор нас, юных и совсем неопытных, особо не жалел. И сейчас я ему очень благодарна за те уроки и школу жизни. И, признаюсь, с новенькими сама иногда поступаю так же.
Моя первая заметка в «Комсомолке» была про… кубанское вино. Точнее, что его доставили космонавтам на орбиту. Получилась небольшая колонка в газете, но когда свежий номер вышел, буквально прыгала от восторга. А потом случилась страшная авиакатастрофа: разбился самолет, летевший из Анапы. Тогда не существовало соцсетей, найти людей было очень сложно. Мы ездили к героям своих публикаций по всему краю. И я отправилась к маме разбившегося в самолете студента. Это очень страшно, я не могла подобрать слова, ревела вместе с убитой горем женщиной… Мы рассказывали о людях, которые находились на борту того злополучного рейса, собирали так называемую стену памяти на страницах газеты. Наши публикации потом помогли родственникам погибших получить компенсации.
Мобильники в то время были без скоростного интернета, фотографировали совершенно ужасно. И мы снимали на фотоаппарат, а потом искали интернет-кафе, чтобы передать фото и текст в редакцию.
За три месяца моей стажировки в «КП» случились и страшные пожары, и жестокие убийства, и наводнения. И я сама вызывалась на них ехать, чтобы передать читателям информацию с места. Были, конечно же, и добрые темы. Со многими героями публикаций мы дружим до сих пор. А когда им требуется помощь, они идут в «Комсомолку». И мы помогаем. Это, пожалуй, один из самых радостных моментов в работе — если после твоей заметки у человека решились проблемы, когда он звонит, благодарит. Ведь задача СМИ не только информировать, но и помогать.
Главное — не быть морской свинкой
Корреспондент «Краснодарских известий» Александр Сучков рассказывает о своем трудном, но творческом пути в журналистику.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/09/suchkov-aa.jpgФото респондентаЯ пришел в журналистику абсолютно осознанно и вместе с тем случайно. В школе потребовалось срочно оформить школьную стенгазету. Я состоял в комитете комсомола, культурно-массовом секторе, а потому меня и назначили главредом. Первое в жизни интервью я взял у нашего физрука, а больше всего критики досталось завучу. Ее не любили даже учителя. Газету прочитала вся школа. Но утром ее уже кто-то стащил.
Когда был комиссаром студенческого строительного отряда, мне приходилось писать заметки в местную и республиканскую прессу о жизни отряда. Сделал репортаж с критикой нашего прораба — и бригада осталась без бетона на два дня. Копали траншеи под кабель.
Когда работал в отделе рабочей и сельской молодежи обкома комсомола, то в еженедельном плане всегда стояло написание заметки про бригадный подряд и комсомольско-молодежные коллективы, сбор хлопка студентами университета и соцсоревнование ткачих. Страна должна знать своих героев в лицо.
Окончательное решение стать профессиональным журналистом и даже создать собственный журнал пришло в начале 2000-х годов. Работая руководителем совместного предприятия по поставкам и обслуживанию компьютерного оборудования, приходилось самому писать технические статьи по всему спектру ИТ: компьютеры и периферия, сотовая связь, интернет, социальные сети, электронное правительство. Заказчики просто не понимали, что такое дигитайзеры, каттеры и плоттеры. За 20 лет стал вполне приличным ИТ-журналистом. Узнал очень многое про технологии. Хотя связисты, программисты и веб-дизайнеры не считали нас айтишниками с профессиональной точки зрения. Я даже вывел для себя феномен «морской свинки»: несмотря на название, она никак не связана с семейством свиней и не является морским животным. Так вот и ИТ-журналистов никак не отмечали в День работников печати, считая, что мы айтишники и связисты. Но 7 мая, в День радио, когда чествуют всех сотрудников отраслей связи, нас считали журналистами и тоже забывали напрочь. Вот такой казус.
Однако с годами я вывел для себя главный принцип журналиста: не быть «морской свинкой» для своей читательской аудитории. Каждое издание должно вести четкую редакционную политику, нацеленную на интересы читателей. Сейчас я работаю корреспондентом городской газеты. Всеми фибрами души впитываю проблемы и интересы горожан. Так называемая городская повестка занимает все мое информационное поле и личные жизненные интересы. Беседуя с респондентами, получая комментарии от экспертов и специалистов самых разных организаций и администраций округов города, понимаешь, что мы живем в интересное время в прекрасном мегаполисе. Главное — уметь слушать, слышать, анализировать и доносить до читателей актуальные интересные материалы.
P.S. В прошлом году я наконец-то был принят в Союз журналистов России. Значит, все-таки признали своим в профессии в мои 60+. Жизнь только начинается!
Источник Краснодарские Известия (https://ki-news.ru/article/kubanskie-zhurnalisty-rasskazali-o-svoem-puti-v-professiyu/).
Кто такой метранпаж?
Оглядываясь назад, редактор «КИ» Лилия Матонина уверена, что журналистика не умирает. Она просто меняется. И это абсолютно нормальный процесс в любой сфере.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/10/photo_2024-10-10_12-47-49-769x1024.jpgФото респондентаОдно поколение медийщиков сменяет другое. Вместе с новой эпохой приходят другие форматы, техническое оснащение и само мышление. Так же было и с нами, когда еще зелеными мы пришли на смену корифеям советской эпохи.
Моя первая публикация в районной газете вышла 33 года назад, когда я училась в 10-м классе и готовилась к поступлению на журфак. Какой же таинственной казалась мне тогда эта профессия! Наполеоновские планы, мечты, юношеский максимализм — весь классический набор юного человека с амбициями был у меня в наличии.
Наша районка располагалась в одном здании с типографией. И эта сторона производства газеты увлекала меня не меньше, чем творческий процесс написания статей. Только представьте, как круто смотреть на печать пахнущего красками издания, зная, что на пятой странице находится твой собственный репортаж со дня рождения города.
Сегодня я чувствую себя настоящим мамонтом, рассказывая молодым коллегам о том, как мы начинали свой путь. Вы вот знаете, кто такой метранпаж? У обожаемого мною драматурга и моего земляка Александра Вампилова (с которым мы в разные годы, но ходили по одним коридорам факультета Иркутского госуниверситета) есть пьеса «История с метранпажем».
В ней необразованность администратора гостиницы, оскорбившего метранпажа, сыграло с ним злую шутку, чуть не доведя до инфаркта. Загадочная должность, указанная в анкете, привела к фантазиям на тему: может, это высокопоставленный чиновник из Москвы?
Увы, гостем оказался наборщик текста из типографии. В 1992 году я своими глазами наблюдала, как метранпаж вставляет железные буковки в гранки. Сложная, кропотливая, ответственейшая работа! Особенно во времена СССР, когда залетевшая не туда буква из имени какого-нибудь партийного босса могла в прямом смысле стоить метранпажу головы.
Непридуманные истории на журфаке вспоминали наши преподаватели. Впрочем, учили они нас той, вчерашней журналистике. Хотя в редакциях уже появились компьютеры, в наших аудиториях стояли пишущие машинки. В университетской фотостудии мы учились проявлять пленки — цифровые аппараты были еще большой редкостью и стоили бешеных денег.
Многие наши преподаватели не захотели смириться с реальностью нового строя и переформатированием профессии. Мы же, выйдя из стен высшего учебного заведения, принялись с нуля строить коммерческую отечественную журналистику. А заодно и постигать азы черного пиара и желтой развлекательной прессы. Ведь именно такой продукт хорошо продавался на рынке в те криминальные сумасшедшие годы, сериалами о которых сегодня засматривается молодежь. У нас не было другого выхода.
К чему я это все? К тому, что времена по своей сути всегда одинаковы. И когда происходит смена эпох, необходимо меняться самому. Профессия журналиста не исчезнет, потому что робот не заменит репортера на передовой и творческое, аналитическое осмысление событий. Сегодня мы видим тенденцию к универсальности: сам снимаю, сам пишу, сам монтирую и публикую. Есть запрос — значит, нужно реагировать. Когда-то мы «замутили» совершенно новую постсоветскую журналистику. Сейчас получили новый вызов — стать многоруким Шивой. Ну что ж, попробуем.
«Покажите того самого репортера Тиму!»
Александр Ершов, главный редактор краснодарского филиала «Российской газеты», поделился с «КИ» своей историей прихода
в профессию.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2025/01/aleksandr-ershov.jpgФото респондентаНачинал журналистский путь в газете «Комсомолец Кубани», которая выходила 5 раз в неделю, а тираж составлял 150 тыс. экземпляров. Опубликовать свой материал на ее страницах было далеко непросто.
В те времена, когда я осваивал азы журналистского мастерства, городской газеты, о которой так мечтали краснодарцы, еще не было. Периодические издания выпускали лишь станкостроительный завод им. М. Седина или вузы, например, Кубанский госуниверситет. Газета «Краснодарские известия» как раз-таки и родилась из мечты тех самых журналистов 70-80-х годов прошлого века, в числе которых был и я.
Так, раз в неделю в «КИ» выходила полоса под рубрикой «Репортер Тима». Над названием с коллегами думали не один день. Я предложил слово «репортер», потому что, как по мне, оно означает что-то шустрое, оперативное. А вот какую бы к нему добавить пару, на ум никак не приходило. Сидели с коллегами, думали, гадали… В один из дней к нам заглянул известный кубанский журналист Виктор Анфиногенов, которого в рабочей среде прозвали Тима. И тут нас осенило! Одна из коллег вскочила со словами: «Вот и родилось название! Будет «Репортер Тима»».
Что выходило под этой рубрикой? Например, одним ранним утром на Шуховской башне появилась загадочная надпись «ВЕРА, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Мы провели расследование, нашли автора этих строк и написали материал.
Публиковали статьи и на злободневные острые темы. Я первый, кто написал о Юбилейном микрорайоне. Раньше это было заброшенное место на берегу реки Кубани. Приезжаю я, значит, с фоторепортером на улицу Алматинскую. Встали и обалдели: перед нами расстилалось море песка и виднелось пламя этого микрорайона. Помню, как после люди рвали газету с этим материалом…
На юбилей краснодарского трамвая организовали для жителей экскурсию по городу в тех самых чехословацких красных «двойках», где были мы, журналисты, а вместо кондуктора с билетами — известный кубанский историк с громкоговорителем. Мы договорились с трамвайным депо, что не станем брать денег с пассажиров — поездка для всех бесплатная. К концу экскурсии водитель сказал, что люди добровольно платили за проезд и в итоге выручка оказалась в 10 раз больше, чем обычно.
А одна из забавных историй случилась в парке им. 40-летия Победы, в одном из известных ресторанов Краснодара, где мы справляли свадьбу наших коллег. Во время празднования подошла владелица заведения и попросила: «Мне не нужно никаких чаевых, все сделала по минимуму, но вы только покажите мне того самого репортера Тиму…»
Не только информировать, но и помогать
Главный редактор «Комсомольской правды» — Кубань» Ольга Сухова вспоминает, как создавались материалы без скоростного интернета, соцсетей и современных гаджетов.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2025/01/olga-suhova-2-977x1024.webpФото респондентаО журналистике я мечтала еще с пятого класса школы. Хотя при этом дико не любила писать сочинения (зато сейчас: «Дайте мне бумагу — хочу писать!»). Поэтому после школы пошла на журфак КубГУ. А когда училась на 3-м курсе университета (2006), попала на практику в «Комсомолку». Сбылась еще одна мечта! Попасть в «КП» казалось чем-то невозможным. После стажировки меня взяли в штат. Тогдашний редактор нас, юных и совсем неопытных, особо не жалел. И сейчас я ему очень благодарна за те уроки и школу жизни. И, признаюсь, с новенькими сама иногда поступаю так же.
Моя первая заметка в «Комсомолке» была про… кубанское вино. Точнее, что его доставили космонавтам на орбиту. Получилась небольшая колонка в газете, но когда свежий номер вышел, буквально прыгала от восторга. А потом случилась страшная авиакатастрофа: разбился самолет, летевший из Анапы. Тогда не существовало соцсетей, найти людей было очень сложно. Мы ездили к героям своих публикаций по всему краю. И я отправилась к маме разбившегося в самолете студента. Это очень страшно, я не могла подобрать слова, ревела вместе с убитой горем женщиной… Мы рассказывали о людях, которые находились на борту того злополучного рейса, собирали так называемую стену памяти на страницах газеты. Наши публикации потом помогли родственникам погибших получить компенсации.
Мобильники в то время были без скоростного интернета, фотографировали совершенно ужасно. И мы снимали на фотоаппарат, а потом искали интернет-кафе, чтобы передать фото и текст в редакцию.
За три месяца моей стажировки в «КП» случились и страшные пожары, и жестокие убийства, и наводнения. И я сама вызывалась на них ехать, чтобы передать читателям информацию с места. Были, конечно же, и добрые темы. Со многими героями публикаций мы дружим до сих пор. А когда им требуется помощь, они идут в «Комсомолку». И мы помогаем. Это, пожалуй, один из самых радостных моментов в работе — если после твоей заметки у человека решились проблемы, когда он звонит, благодарит. Ведь задача СМИ не только информировать, но и помогать.
Главное — не быть морской свинкой
Корреспондент «Краснодарских известий» Александр Сучков рассказывает о своем трудном, но творческом пути в журналистику.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/09/suchkov-aa.jpgФото респондентаЯ пришел в журналистику абсолютно осознанно и вместе с тем случайно. В школе потребовалось срочно оформить школьную стенгазету. Я состоял в комитете комсомола, культурно-массовом секторе, а потому меня и назначили главредом. Первое в жизни интервью я взял у нашего физрука, а больше всего критики досталось завучу. Ее не любили даже учителя. Газету прочитала вся школа. Но утром ее уже кто-то стащил.
Когда был комиссаром студенческого строительного отряда, мне приходилось писать заметки в местную и республиканскую прессу о жизни отряда. Сделал репортаж с критикой нашего прораба — и бригада осталась без бетона на два дня. Копали траншеи под кабель.
Когда работал в отделе рабочей и сельской молодежи обкома комсомола, то в еженедельном плане всегда стояло написание заметки про бригадный подряд и комсомольско-молодежные коллективы, сбор хлопка студентами университета и соцсоревнование ткачих. Страна должна знать своих героев в лицо.
Окончательное решение стать профессиональным журналистом и даже создать собственный журнал пришло в начале 2000-х годов. Работая руководителем совместного предприятия по поставкам и обслуживанию компьютерного оборудования, приходилось самому писать технические статьи по всему спектру ИТ: компьютеры и периферия, сотовая связь, интернет, социальные сети, электронное правительство. Заказчики просто не понимали, что такое дигитайзеры, каттеры и плоттеры. За 20 лет стал вполне приличным ИТ-журналистом. Узнал очень многое про технологии. Хотя связисты, программисты и веб-дизайнеры не считали нас айтишниками с профессиональной точки зрения. Я даже вывел для себя феномен «морской свинки»: несмотря на название, она никак не связана с семейством свиней и не является морским животным. Так вот и ИТ-журналистов никак не отмечали в День работников печати, считая, что мы айтишники и связисты. Но 7 мая, в День радио, когда чествуют всех сотрудников отраслей связи, нас считали журналистами и тоже забывали напрочь. Вот такой казус.
Однако с годами я вывел для себя главный принцип журналиста: не быть «морской свинкой» для своей читательской аудитории. Каждое издание должно вести четкую редакционную политику, нацеленную на интересы читателей. Сейчас я работаю корреспондентом городской газеты. Всеми фибрами души впитываю проблемы и интересы горожан. Так называемая городская повестка занимает все мое информационное поле и личные жизненные интересы. Беседуя с респондентами, получая комментарии от экспертов и специалистов самых разных организаций и администраций округов города, понимаешь, что мы живем в интересное время в прекрасном мегаполисе. Главное — уметь слушать, слышать, анализировать и доносить до читателей актуальные интересные материалы.
P.S. В прошлом году я наконец-то был принят в Союз журналистов России. Значит, все-таки признали своим в профессии в мои 60+. Жизнь только начинается!
Источник Краснодарские Известия (https://ki-news.ru/article/kubanskie-zhurnalisty-rasskazali-o-svoem-puti-v-professiyu/).