himich
15.11.2024, 15:30
Почему написанную в Краснодаре книгу пародиста Евгения Венского не опубликовали
«Гротеск», «Теревсат» и другие
Год 1921-й. Только что обретший новое имя город уверенно осваивал новую экономическую политику. Казалось, что слегка перелицованное прошлое возвращалось навсегда.
Кинофотокооператив «Алитес» снимал парады, шествия, митинги и съезды, обеспечивал показ кинокартин и диапозитивов «в театрах, клубах, лазаретах, воинских частях, приютах, учебных заведениях, на открытом воздухе, в трамвае, на автомобиле и проч.».
Несмотря на повсеместную разруху, вернулись забытые за годы военного коммунизма кафе-рестораны с дореволюционным флером: «Ампир», «Олимпия», «Гротеск». Все как положено: шеф-повар, европейская кухня, салонный оркестр, залы в венецианском стиле, цыгане до полуночи. Кутежи, скандалы. Куда же без них.
На днях в «Гротеске» кутивший в ресторане сотрудник одного из учреждений отказался платить по счетам, в ответ на поданный счет обнажил оружие. Буйный «совработник» был арестован начальником гарнизона.
Театрально-цирковые площадки зазывали воспрянувшего духом обывателя предновогодней программой. «Зимний» — английским фарсом «Тетка Чарлея», «Северный» — французской драмой «Вампир», «Теревсат» — дореволюционной отечественной комедией* XVII столетия «Девичий переполох», «Ша-нуар» — немецкой опереттой «Мартин-рудокоп», «Арлекин» — «Седьмой арлекинадой».
Ладно, частный «Ша-нуар» (что в переводе с французского — «Черный кот») с его легкомысленным «Рудокопом», но «Теревсат» (что в переводе с советского новояза — «Театр революционной сатиры») с боярином Спуновым-Тюфякиным и воеводой Охлябиным-Сусло на сцене смотрелся как-то старорежимно.
И Театр революционной сатиры обещал исправиться.
В «Теревсате» музыкальному режиссеру А.А. Кравченко поручили постановку сатирического музыкального обозрения «Краснодар как на ладони», соч. Е.В. В обозрении фигурируют совработники, арканщики, железнодорожники, рестораторы, агенты Центрожила, извозчик-лихач, мальчишки, именитое купечество, сенбазовцы, хиромантики, «сокращенные», «очищенные» и т.д.
«Краснодар как на ладони»
Если с железнодорожниками, рестораторами, извозчиками-лихачами, мальчишками, именитым купечеством и гадалками-хиромантиками более-менее ясно, то с остальными фигурантами газетной заметки о «Теревсате» стоит разобраться.
Агенты Центрожила, то есть Центральной жилищной комиссии, твердо руководствовались предписаниями «Кубано-Черноморского чрезвычайного штаба по изъятию имущества, уплотнению, переселению буржуазии и расквартированию рабочих». Булгаковский квартирный вопрос решался по законам классового самосознания: из одного купеческого особняка сразу восемь коммуналок, владельцев особняка — на улицу.
Сенбазовцы — обитатели Сенного базара: спекулянты, торговцы, перекупщики и всякий нечистый на руку люд.
Недалеко от сенбазовцев ушли арканщики — масть бандитская, уличная. В темном переулке на зазевавшегося прохожего набрасывают аркан, туго затягивая петлю. Обездвиженную жертву обирают до нитки: потрошат карманы, снимают сапоги или что еще придется для продажи на том же Сенном базаре. Для борьбы с арканщиками милиция организовала отряды «самоохраны» из числа бывших красноармейцев и членов ВКП(б).
Насчет коммунистов тоже вопрос. Десятый съезд партии в 1921 году не только открыл дорогу НЭПу, но и повел борьбу за чистоту своих рядов, избавляясь от «классово чуждых и враждебных элементов», «двурушников, живущих обманом партии», «перерожденцев, сросшихся с буржуазными элементами», «карьеристов, шкурников», «морально разложившихся, пачкающих знамя партии». В общем, всех тех, кого вождь мировой революции в статье «О чистке партии» окрестил «мазуриками». В миру их прозвали «очищенными».
Остались еще совработники — служащие советских учреждений, до дрожи боявшиеся попасть в категорию «сокращенных», то есть уволенных по сокращению штатов.
…Сократили Ивана Иваныча…
Сократили Степана Степаныча…
Сократили Петрова Фому…
Сократили Ежова Кузьму…
Сократились и стали за штатами,
Ибо были они виноватыми;
Недостойны окладов с пайком,
Там муки и шрапнели с чайком….
Псевдоним из ресторана
Автором музыкально-сатирического обозрения, скрывшимся за инициалами Е.В., и стихотворного фельетона «Сокращение штатов» значился не кто иной, как сотрудник газеты «Кубанский телеграф» Евгений Венский.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/11/telegraf-652x1024.jpgФото: АрхивСама газета появилась в Краснодаре в декабре 1921 года и продержалась не дольше недели, всего шесть номеров. Похоже, что издание местного отделения Российского телеграфного агентства не до конца уяснило задачи советской печати.
В области имеется около десятка советских и партийных газет, но такими они являются только по названию, и их нужно или преобразовать, или даже закрыть как совершенно не соответствующих своему назначению.
А тут еще и сотрудник с явно непролетарским псевдонимом. Кто такой этот Венский? Настоящее его имя — Евгений Осипович Пяткин. Сын дьячка. Исключенный из Сызранской, а затем и Казанской семинарии за неподобающее рифмоплетство. Но стихотворное ремесло он не забросил: писал сатиры и пародии, завоевывая признание в литературном мире. Прогремел в казанском еженедельнике «Метеор», затем закрепился в «Сатириконе», «Аргусе», «Синем журнале», перепробовал большое количество псевдонимов.
«Венский» пришел не из Австро-Венгрии, а из престижного петербургского ресторана «Вена», собиравшего в начале прошлого столетия весь цвет литературно-артистическо-художественной богемы. Александр Блок, Александр Куприн, Аркадий Аверченко, Александр Амфитеатров, Сергей Городецкий, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Маковский, практически все эгофутуристы. Список длится до бесконечности.
Где встречаются писатели, адвокаты, артисты, художники, офицеры, инженеры? — В «Вене»!
Где происходят деловые завтраки, обеды и ужины? — В «Вене»!
Куда не стыдно поехать с женой? —* В «Вену»!
А не с женой? — Опять-таки в «Вену», но только со второго подъезда: прямо в кабинет попадешь!
Венский легко влился в среду «венцев» и даже стал летописцем заведения, подготовив к десятилетию ресторана роскошный литературно-художественный сборник, щедро оплаченный владельцем «Вены».
Заодно написал множество пародий на любителей «венской» кухни. В «Книге великого пасквиля», вышедшей под названием «Мое копыто», особенно досталось Игорю Северянину и Корнею Чуковскому.
Литературный бездомник
Завсегдатаев «Вены» Куприн нарек «литературными бездомниками». Судьба «бездомника» ждала и Евгения Венского.
Первая мировая, революция, гражданская. Мелькали события, менялись издания: «Балаган», «Банный лист», «Кузькина мать». И даже собственный еженедельник «Трепач» в 1918 году.
Гражданская занесла Венского на Дон, потом на Кубань. Краснодарский период жизни сатирика почти не известен, не отмечен в немногочисленных биографических справках, хотя один из его псевдонимов — В. Кубанский.
В «Кубанском телеграфе» он успел запечатлеть ресторанную жизнь Краснодара.
Нина ходит в «Ампир» с спекулянтами,
Вся блистает, как солнце, брильянтами…
А Тамарочка ходит в «Гротеск» —
Вся и шик, элегантность, и блеск…
Гневно разоблачал спекулянтов.
Хе-хе-хе… Не так-то плохо
И при красных можно жить.
Со времен царя Гороха
Нужно только умным быть…
Вновь я — царь толчка Сенного,
Я опять торговли царь.
Клеймил английских буржуев, нещадно попиравших права рабочего класса.
Торговлею всемирной
Прославлен Альбион:
На целый свет свой жирный
Живот развесил он.
И даже анонсировал свою новую книгу:
В самом непродолжительном времени Обл. Управление Издательским делом выпускает в свет книгу юморист.-сатирических памфлетов и стихов писателя Евгения Венского — «Кривая рожа».
К сожалению, «Кривая рожа» так и не была напечатана. Арест местной «чрезвычайкой» заставил Венского покинуть Кубань и перебраться в Москву. Там он публиковался в сатирических журналах «Бегемот», «Бузотер», «Крокодил». Издавал сборники рассказов, в одном из которых неудачливый школьник пытается угадать столицы разных стран, вспоминая их по бежавшим из Советской России знакомым эмигрантам.
— А где Лиссабон?
— В Лиссабонии.
— Сам ты Лиссабония! Куда уехал Степан Трофимыч с генералом Дрызгуновым?
— А! Португалия! Он письмо прислал: в кафе занимается.
— Угадал! Где находится главный город Вашингтон?
— На Кубани.
— Врешь! Туда с Кубани удрал Манечкин муж. Ну?!
— В Америке! Знаю! Он трамвайным кондуктором!
В тридцатые Венский перебивался случайными заработками. Случались и аресты. Последний закончился обвинением в «контрреволюционной пропаганде» и пятилетней ссылкой в Красноярский край.
Там «гражданин Пяткин-Венский Е.О.» скончался от дистрофии в 1943 году.
Автор материала: Юрий Лучинский, завкафедрой истории и правового регулирования массовых коммуникаций факультета журналистики КубГУ, доктор филологических наук, профессор.
Сообщение Почему написанную в Краснодаре книгу пародиста Евгения Венского не опубликовали (https://ki-news.ru/article/pochemu-napisannuyu-v-krasnodare-knigu-parodista-evgeniya-venskogo-ne-opublikovali/) появились сначала на Краснодарские известия (https://ki-news.ru).
Источник Краснодарские Известия (https://ki-news.ru/article/pochemu-napisannuyu-v-krasnodare-knigu-parodista-evgeniya-venskogo-ne-opublikovali/).
«Гротеск», «Теревсат» и другие
Год 1921-й. Только что обретший новое имя город уверенно осваивал новую экономическую политику. Казалось, что слегка перелицованное прошлое возвращалось навсегда.
Кинофотокооператив «Алитес» снимал парады, шествия, митинги и съезды, обеспечивал показ кинокартин и диапозитивов «в театрах, клубах, лазаретах, воинских частях, приютах, учебных заведениях, на открытом воздухе, в трамвае, на автомобиле и проч.».
Несмотря на повсеместную разруху, вернулись забытые за годы военного коммунизма кафе-рестораны с дореволюционным флером: «Ампир», «Олимпия», «Гротеск». Все как положено: шеф-повар, европейская кухня, салонный оркестр, залы в венецианском стиле, цыгане до полуночи. Кутежи, скандалы. Куда же без них.
На днях в «Гротеске» кутивший в ресторане сотрудник одного из учреждений отказался платить по счетам, в ответ на поданный счет обнажил оружие. Буйный «совработник» был арестован начальником гарнизона.
Театрально-цирковые площадки зазывали воспрянувшего духом обывателя предновогодней программой. «Зимний» — английским фарсом «Тетка Чарлея», «Северный» — французской драмой «Вампир», «Теревсат» — дореволюционной отечественной комедией* XVII столетия «Девичий переполох», «Ша-нуар» — немецкой опереттой «Мартин-рудокоп», «Арлекин» — «Седьмой арлекинадой».
Ладно, частный «Ша-нуар» (что в переводе с французского — «Черный кот») с его легкомысленным «Рудокопом», но «Теревсат» (что в переводе с советского новояза — «Театр революционной сатиры») с боярином Спуновым-Тюфякиным и воеводой Охлябиным-Сусло на сцене смотрелся как-то старорежимно.
И Театр революционной сатиры обещал исправиться.
В «Теревсате» музыкальному режиссеру А.А. Кравченко поручили постановку сатирического музыкального обозрения «Краснодар как на ладони», соч. Е.В. В обозрении фигурируют совработники, арканщики, железнодорожники, рестораторы, агенты Центрожила, извозчик-лихач, мальчишки, именитое купечество, сенбазовцы, хиромантики, «сокращенные», «очищенные» и т.д.
«Краснодар как на ладони»
Если с железнодорожниками, рестораторами, извозчиками-лихачами, мальчишками, именитым купечеством и гадалками-хиромантиками более-менее ясно, то с остальными фигурантами газетной заметки о «Теревсате» стоит разобраться.
Агенты Центрожила, то есть Центральной жилищной комиссии, твердо руководствовались предписаниями «Кубано-Черноморского чрезвычайного штаба по изъятию имущества, уплотнению, переселению буржуазии и расквартированию рабочих». Булгаковский квартирный вопрос решался по законам классового самосознания: из одного купеческого особняка сразу восемь коммуналок, владельцев особняка — на улицу.
Сенбазовцы — обитатели Сенного базара: спекулянты, торговцы, перекупщики и всякий нечистый на руку люд.
Недалеко от сенбазовцев ушли арканщики — масть бандитская, уличная. В темном переулке на зазевавшегося прохожего набрасывают аркан, туго затягивая петлю. Обездвиженную жертву обирают до нитки: потрошат карманы, снимают сапоги или что еще придется для продажи на том же Сенном базаре. Для борьбы с арканщиками милиция организовала отряды «самоохраны» из числа бывших красноармейцев и членов ВКП(б).
Насчет коммунистов тоже вопрос. Десятый съезд партии в 1921 году не только открыл дорогу НЭПу, но и повел борьбу за чистоту своих рядов, избавляясь от «классово чуждых и враждебных элементов», «двурушников, живущих обманом партии», «перерожденцев, сросшихся с буржуазными элементами», «карьеристов, шкурников», «морально разложившихся, пачкающих знамя партии». В общем, всех тех, кого вождь мировой революции в статье «О чистке партии» окрестил «мазуриками». В миру их прозвали «очищенными».
Остались еще совработники — служащие советских учреждений, до дрожи боявшиеся попасть в категорию «сокращенных», то есть уволенных по сокращению штатов.
…Сократили Ивана Иваныча…
Сократили Степана Степаныча…
Сократили Петрова Фому…
Сократили Ежова Кузьму…
Сократились и стали за штатами,
Ибо были они виноватыми;
Недостойны окладов с пайком,
Там муки и шрапнели с чайком….
Псевдоним из ресторана
Автором музыкально-сатирического обозрения, скрывшимся за инициалами Е.В., и стихотворного фельетона «Сокращение штатов» значился не кто иной, как сотрудник газеты «Кубанский телеграф» Евгений Венский.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/11/telegraf-652x1024.jpgФото: АрхивСама газета появилась в Краснодаре в декабре 1921 года и продержалась не дольше недели, всего шесть номеров. Похоже, что издание местного отделения Российского телеграфного агентства не до конца уяснило задачи советской печати.
В области имеется около десятка советских и партийных газет, но такими они являются только по названию, и их нужно или преобразовать, или даже закрыть как совершенно не соответствующих своему назначению.
А тут еще и сотрудник с явно непролетарским псевдонимом. Кто такой этот Венский? Настоящее его имя — Евгений Осипович Пяткин. Сын дьячка. Исключенный из Сызранской, а затем и Казанской семинарии за неподобающее рифмоплетство. Но стихотворное ремесло он не забросил: писал сатиры и пародии, завоевывая признание в литературном мире. Прогремел в казанском еженедельнике «Метеор», затем закрепился в «Сатириконе», «Аргусе», «Синем журнале», перепробовал большое количество псевдонимов.
«Венский» пришел не из Австро-Венгрии, а из престижного петербургского ресторана «Вена», собиравшего в начале прошлого столетия весь цвет литературно-артистическо-художественной богемы. Александр Блок, Александр Куприн, Аркадий Аверченко, Александр Амфитеатров, Сергей Городецкий, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Маковский, практически все эгофутуристы. Список длится до бесконечности.
Где встречаются писатели, адвокаты, артисты, художники, офицеры, инженеры? — В «Вене»!
Где происходят деловые завтраки, обеды и ужины? — В «Вене»!
Куда не стыдно поехать с женой? —* В «Вену»!
А не с женой? — Опять-таки в «Вену», но только со второго подъезда: прямо в кабинет попадешь!
Венский легко влился в среду «венцев» и даже стал летописцем заведения, подготовив к десятилетию ресторана роскошный литературно-художественный сборник, щедро оплаченный владельцем «Вены».
Заодно написал множество пародий на любителей «венской» кухни. В «Книге великого пасквиля», вышедшей под названием «Мое копыто», особенно досталось Игорю Северянину и Корнею Чуковскому.
Литературный бездомник
Завсегдатаев «Вены» Куприн нарек «литературными бездомниками». Судьба «бездомника» ждала и Евгения Венского.
Первая мировая, революция, гражданская. Мелькали события, менялись издания: «Балаган», «Банный лист», «Кузькина мать». И даже собственный еженедельник «Трепач» в 1918 году.
Гражданская занесла Венского на Дон, потом на Кубань. Краснодарский период жизни сатирика почти не известен, не отмечен в немногочисленных биографических справках, хотя один из его псевдонимов — В. Кубанский.
В «Кубанском телеграфе» он успел запечатлеть ресторанную жизнь Краснодара.
Нина ходит в «Ампир» с спекулянтами,
Вся блистает, как солнце, брильянтами…
А Тамарочка ходит в «Гротеск» —
Вся и шик, элегантность, и блеск…
Гневно разоблачал спекулянтов.
Хе-хе-хе… Не так-то плохо
И при красных можно жить.
Со времен царя Гороха
Нужно только умным быть…
Вновь я — царь толчка Сенного,
Я опять торговли царь.
Клеймил английских буржуев, нещадно попиравших права рабочего класса.
Торговлею всемирной
Прославлен Альбион:
На целый свет свой жирный
Живот развесил он.
И даже анонсировал свою новую книгу:
В самом непродолжительном времени Обл. Управление Издательским делом выпускает в свет книгу юморист.-сатирических памфлетов и стихов писателя Евгения Венского — «Кривая рожа».
К сожалению, «Кривая рожа» так и не была напечатана. Арест местной «чрезвычайкой» заставил Венского покинуть Кубань и перебраться в Москву. Там он публиковался в сатирических журналах «Бегемот», «Бузотер», «Крокодил». Издавал сборники рассказов, в одном из которых неудачливый школьник пытается угадать столицы разных стран, вспоминая их по бежавшим из Советской России знакомым эмигрантам.
— А где Лиссабон?
— В Лиссабонии.
— Сам ты Лиссабония! Куда уехал Степан Трофимыч с генералом Дрызгуновым?
— А! Португалия! Он письмо прислал: в кафе занимается.
— Угадал! Где находится главный город Вашингтон?
— На Кубани.
— Врешь! Туда с Кубани удрал Манечкин муж. Ну?!
— В Америке! Знаю! Он трамвайным кондуктором!
В тридцатые Венский перебивался случайными заработками. Случались и аресты. Последний закончился обвинением в «контрреволюционной пропаганде» и пятилетней ссылкой в Красноярский край.
Там «гражданин Пяткин-Венский Е.О.» скончался от дистрофии в 1943 году.
Автор материала: Юрий Лучинский, завкафедрой истории и правового регулирования массовых коммуникаций факультета журналистики КубГУ, доктор филологических наук, профессор.
Сообщение Почему написанную в Краснодаре книгу пародиста Евгения Венского не опубликовали (https://ki-news.ru/article/pochemu-napisannuyu-v-krasnodare-knigu-parodista-evgeniya-venskogo-ne-opublikovali/) появились сначала на Краснодарские известия (https://ki-news.ru).
Источник Краснодарские Известия (https://ki-news.ru/article/pochemu-napisannuyu-v-krasnodare-knigu-parodista-evgeniya-venskogo-ne-opublikovali/).