himich
02.11.2024, 10:10
«Я — чалдонка»: о судьбе семьи первых сибирских переселенцев
Моя семья стала участником судьбоносных событий, сыгравших огромную роль в становлении России, укреплении ее рубежей, русского характера и самобытной культуры.
Род мой пошел из Сибири
Я родилась в маленьком камчатском рыбацком поселке на берегу Тихого океана, имеющем интересное топонимное название — Ивашка. Местными краеведами была проделана большая работа по определению истоков названия данной местности. Оказывается, еще в 50-е годы XVIII века казаками здесь была построена небольшая крепость, носившая название Ивашкинский острог. Он занимал выгодное географическое положение, находясь на кратчайших путях, соединявших западный и восточный берега полуострова. До 1797 года неподалеку от лагуны реки Ивашка возникло одноименное село. Оседлое население занималось морским зверобойством.
По данным архива, на 1 января 1928 года в селе было 28 дворов: мужчин — 53, женщин — 47. Из них русских — 29, камчадалов — 8, коряков — 64, чукчей — 1, корейцев — 8.
Именно в эти края в начале 20-х годов прошлого века и переехала моя прабабушка со своей дочерью (моей бабушкой). События этого переезда долго держались в тайне. Все было сделано для сохранения семьи. Изменили даже личные данные, а именно — фамилию. Прабабушка, а потом и бабушка очень боялись преследования, потому что история семьи шла в разрез с мировоззрением тогдашнего революционного, а потом и советского общества.
Род мой (по бабушкиной линии) пошел из Сибири. Я ча(е)лдонка. Что интересно, одни жители произносят это слово через «а», другие через «е». Поэтому, как именно пишется название, даже ученые еще не дали точного ответа. Это, конечно, не национальность, а определенная этническая группа людей, имеющих свои обычаи, язык, самосознание и скрепленных единой исторической судьбой.
По одной из версий специалистов кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета, они — потомки русских поселенцев в Сибири, вступивших в смешанные браки с местными народностями. Представители этой группы сохранили старый славянский говор и верили в языческих богов. По сибирской земле ходила поговорка: чалдон шапки не ломает, что означало, что они никогда не были крепостными и всегда держались независимо.
Мужчинам запрещалось ходить в женскую часть дома
Чалдоны отличались медлительностью, но в то же время трудолюбием, упрямством и обособленным характером. В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с православными иконами стояли вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то их, как и староверов, облагали двойной данью. Местные женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой, выйти на люди с непокрытой головой считалось позором. У чалдонов смугловатая (желтая) кожа, широкое лицо со славянскими чертами (в детском и пожилом возрасте глаза могут быть более узкими). Примечательно, что в быту они четко разделяли семейные трудовые обязанности по гендерному признаку.
Так, мужчинам запрещалось проходить на женскую часть дома, брать в руки утварь, используемую для приготовления пищи. В свою очередь, женщинам был «закрыт проход» на мужскую, хозяйственную часть дома. Что же было делать, если мужчина хотел испить воды? Для этого хозяйка выставляла воду и ковш перед входом на женскую половину дома. Если мужчина все же оказывался на женской территории, то мог быть отруган.
На селе их называли «желтопузыми». Кстати, такое обидное название для народности в обиходе до сих пор, и прослыли они таковыми не случайно. Дело в том, что традиция сибирского чаепития настолько сильна, что говорят: чалдон чай пьет, пока пузо желтым не станет. А тут и недалеко до другой расхожей фразы: «Чай не пил, какая сила? Чай попил —
совсем ослаб!»
В числе пяти неизвестных русских народов
Откуда пришли чалдоны, историки спорят и сегодня. Большинство исследователей считают их солянкой из старообрядцев, беглых людей из Руси, казаков и представителей коренных народов Сибири. Мои предки в числе первых, доермаковских русских переселенцев и казаков пришли осваивать сибирские земли еще в конце ХIV — начале ХV веков. Там и осели. Как рассказывала бабушка, «они (предки) переправились за Урал по многочисленным рекам и ручьям на челноках из далеких донских степей и обосновались на юге и в центральной части Сибири. С собой принесли культуру своих предков, создали связи с местным населением, усвоили их хозяйственный опыт».
Отмечу, что моя народность относится к категории пяти неизвестных русских народов, а именно: водлозеров (560-570 чел. проживает в Республике Карелия), семейских (2500 чел. проживает в Республике Бурятия), русскоустьинцев (Республика Саха — Якутия), затундренных крестьян (8 чел. — на полуострове Таймыр). Как видите, носителей уникальной самобытной культуры осталось не так уж и много.
Прабабушка купила новую фамилию и… жизнь
Продолжаю повествование переезда моей семьи в камчатские земли. Он случился по стечению трагических событий, которые отразились на судьбах многих жителей тогдашней России.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/11/prababushka-856x1024.jpgПрабабушка была дочерью сибирского потомственного промышленника, получившего дворянский титул. В Омске она познакомилась со своим будущим супругом, который в чине царского офицера нес службу в местном гарнизоне. После свадьбы родители невесты поселили молодых в своем белокаменном доме. По воспоминаниям бабушки, у них в парадной были белые мраморные колонны, а рядом с домовладением конюшня, куда она маленькой бегала смотреть родившихся жеребят.
В 1918 году ее отец ушел вместе с Колчаком отстаивать свою правду. Дом пришлось отдать, там впоследствии поселились представители новой власти и их семьи. Начались репрессии. По сарафанному радио пришла трагическая новость о гибели главы семьи. Каждую минуту могли прийти за оставшимися родственниками. Чтобы уберечь детей, прабабушка все свое золото распилила, вытащила из украшений драгоценные камни и купила себе и двум дочерям новые документы и новую жизнь с новой фамилией.
Наскоро собравшись, она взяла детей, купила билет до Владивостока и на паровозе по Великому Сибирскому пути отправилась в свое последнее путешествие. Страх гнал ее подальше от цивилизации, поэтому, прибыв во Владивосток, она решила на ближайшем пароходе плыть, как ей казалось, на край земли — на Камчатку.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/11/petropavlovskaja-gavan-1024x752.jpgСестру забрал Тихий океан
Добирались на фрахтовом японском судне, так как из-за начавшейся гражданской войны отечественное пароходство (ввиду отсутствия государственных субсидий) имело стихийный характер выхода из порта. Во время плавания (а путь длился почти неделю) умерла от лихорадки старшая из девочек. В чем была причина, бабушка не знала. Возможно это был тиф, который тогда гулял по стране.
Сестру забрал Тихий океан. Ее тело завернули в холщевую ткань и вместе с другими погибшими пассажирами скинули в холодные серые воды. Сойдя с корабля, который пришвартовался в порту Петропавловска-Камчатского, моя мама — твоя прабабушка — долго стояла и смотрела в сторону океана, как будто прощалась со своим прошлым: предками, родиной, погибшим мужем и старшей дочкой. Теперь они были вдвоем во всем этом мире. Впереди была длинная дорога по землям незнакомой Камчатки,
— поведала мне еще при жизни баба Люба.На момент вынужденного путешествия ей было чуть больше десяти лет, была осень, от холода дрожали коленки, не спасал даже теплый пуховой платок, в который она укуталась почти с головы до ног. Она с испугом думала о будущем. «Неважно, где ты живешь, сказала ей мама, — важно как ты живешь».
Благодаря им Камчатка и Сибирь сегодня — часть нашей большой страны
Прабабушка прожила нелегкую жизнь, но оставила после себя теплый и светлый след. Она учила грамоте местных ребятишек и взрослое население, помогала плести сети для рыболовных артелей. И ни разу не отказала людям в помощи.
Вот так мои предки стали участниками непростых исторических событий, внесших (в числе первых) свой вклад в развитие еще тогда новых, малоизученных территорий. Благодаря им Камчатский край и Сибирь сегодня являются частью нашей большой страны.
Теперь я, потомок первых сибирских переселенцев, несу эту мудрость через свою жизнь и стараюсь все наказы предков передавать своим детям. Возможно, внешне они уже не похожи на своих прабабушек и прадедушек, а их домом стала солнечная Кубань, но чувство гордости, сопричастности к своей истории, истории своей страны есть в каждом из нас, несмотря на прошедшее время, смену политических формаций и общественных убеждений. И главная наша объединяющая сила — это любовь к своей Родине!
Сообщение «Я — чалдонка»: о судьбе семьи первых сибирских переселенцев (https://ki-news.ru/article/ya-chaldonka-o-sudbe-semi-pervyh-sibirskih-pereselenczev/) появились сначала на Краснодарские известия (https://ki-news.ru).
Источник Краснодарские Известия (https://ki-news.ru/article/ya-chaldonka-o-sudbe-semi-pervyh-sibirskih-pereselenczev/).
Моя семья стала участником судьбоносных событий, сыгравших огромную роль в становлении России, укреплении ее рубежей, русского характера и самобытной культуры.
Род мой пошел из Сибири
Я родилась в маленьком камчатском рыбацком поселке на берегу Тихого океана, имеющем интересное топонимное название — Ивашка. Местными краеведами была проделана большая работа по определению истоков названия данной местности. Оказывается, еще в 50-е годы XVIII века казаками здесь была построена небольшая крепость, носившая название Ивашкинский острог. Он занимал выгодное географическое положение, находясь на кратчайших путях, соединявших западный и восточный берега полуострова. До 1797 года неподалеку от лагуны реки Ивашка возникло одноименное село. Оседлое население занималось морским зверобойством.
По данным архива, на 1 января 1928 года в селе было 28 дворов: мужчин — 53, женщин — 47. Из них русских — 29, камчадалов — 8, коряков — 64, чукчей — 1, корейцев — 8.
Именно в эти края в начале 20-х годов прошлого века и переехала моя прабабушка со своей дочерью (моей бабушкой). События этого переезда долго держались в тайне. Все было сделано для сохранения семьи. Изменили даже личные данные, а именно — фамилию. Прабабушка, а потом и бабушка очень боялись преследования, потому что история семьи шла в разрез с мировоззрением тогдашнего революционного, а потом и советского общества.
Род мой (по бабушкиной линии) пошел из Сибири. Я ча(е)лдонка. Что интересно, одни жители произносят это слово через «а», другие через «е». Поэтому, как именно пишется название, даже ученые еще не дали точного ответа. Это, конечно, не национальность, а определенная этническая группа людей, имеющих свои обычаи, язык, самосознание и скрепленных единой исторической судьбой.
По одной из версий специалистов кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета, они — потомки русских поселенцев в Сибири, вступивших в смешанные браки с местными народностями. Представители этой группы сохранили старый славянский говор и верили в языческих богов. По сибирской земле ходила поговорка: чалдон шапки не ломает, что означало, что они никогда не были крепостными и всегда держались независимо.
Мужчинам запрещалось ходить в женскую часть дома
Чалдоны отличались медлительностью, но в то же время трудолюбием, упрямством и обособленным характером. В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с православными иконами стояли вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то их, как и староверов, облагали двойной данью. Местные женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой, выйти на люди с непокрытой головой считалось позором. У чалдонов смугловатая (желтая) кожа, широкое лицо со славянскими чертами (в детском и пожилом возрасте глаза могут быть более узкими). Примечательно, что в быту они четко разделяли семейные трудовые обязанности по гендерному признаку.
Так, мужчинам запрещалось проходить на женскую часть дома, брать в руки утварь, используемую для приготовления пищи. В свою очередь, женщинам был «закрыт проход» на мужскую, хозяйственную часть дома. Что же было делать, если мужчина хотел испить воды? Для этого хозяйка выставляла воду и ковш перед входом на женскую половину дома. Если мужчина все же оказывался на женской территории, то мог быть отруган.
На селе их называли «желтопузыми». Кстати, такое обидное название для народности в обиходе до сих пор, и прослыли они таковыми не случайно. Дело в том, что традиция сибирского чаепития настолько сильна, что говорят: чалдон чай пьет, пока пузо желтым не станет. А тут и недалеко до другой расхожей фразы: «Чай не пил, какая сила? Чай попил —
совсем ослаб!»
В числе пяти неизвестных русских народов
Откуда пришли чалдоны, историки спорят и сегодня. Большинство исследователей считают их солянкой из старообрядцев, беглых людей из Руси, казаков и представителей коренных народов Сибири. Мои предки в числе первых, доермаковских русских переселенцев и казаков пришли осваивать сибирские земли еще в конце ХIV — начале ХV веков. Там и осели. Как рассказывала бабушка, «они (предки) переправились за Урал по многочисленным рекам и ручьям на челноках из далеких донских степей и обосновались на юге и в центральной части Сибири. С собой принесли культуру своих предков, создали связи с местным населением, усвоили их хозяйственный опыт».
Отмечу, что моя народность относится к категории пяти неизвестных русских народов, а именно: водлозеров (560-570 чел. проживает в Республике Карелия), семейских (2500 чел. проживает в Республике Бурятия), русскоустьинцев (Республика Саха — Якутия), затундренных крестьян (8 чел. — на полуострове Таймыр). Как видите, носителей уникальной самобытной культуры осталось не так уж и много.
Прабабушка купила новую фамилию и… жизнь
Продолжаю повествование переезда моей семьи в камчатские земли. Он случился по стечению трагических событий, которые отразились на судьбах многих жителей тогдашней России.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/11/prababushka-856x1024.jpgПрабабушка была дочерью сибирского потомственного промышленника, получившего дворянский титул. В Омске она познакомилась со своим будущим супругом, который в чине царского офицера нес службу в местном гарнизоне. После свадьбы родители невесты поселили молодых в своем белокаменном доме. По воспоминаниям бабушки, у них в парадной были белые мраморные колонны, а рядом с домовладением конюшня, куда она маленькой бегала смотреть родившихся жеребят.
В 1918 году ее отец ушел вместе с Колчаком отстаивать свою правду. Дом пришлось отдать, там впоследствии поселились представители новой власти и их семьи. Начались репрессии. По сарафанному радио пришла трагическая новость о гибели главы семьи. Каждую минуту могли прийти за оставшимися родственниками. Чтобы уберечь детей, прабабушка все свое золото распилила, вытащила из украшений драгоценные камни и купила себе и двум дочерям новые документы и новую жизнь с новой фамилией.
Наскоро собравшись, она взяла детей, купила билет до Владивостока и на паровозе по Великому Сибирскому пути отправилась в свое последнее путешествие. Страх гнал ее подальше от цивилизации, поэтому, прибыв во Владивосток, она решила на ближайшем пароходе плыть, как ей казалось, на край земли — на Камчатку.
https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/11/petropavlovskaja-gavan-1024x752.jpgСестру забрал Тихий океан
Добирались на фрахтовом японском судне, так как из-за начавшейся гражданской войны отечественное пароходство (ввиду отсутствия государственных субсидий) имело стихийный характер выхода из порта. Во время плавания (а путь длился почти неделю) умерла от лихорадки старшая из девочек. В чем была причина, бабушка не знала. Возможно это был тиф, который тогда гулял по стране.
Сестру забрал Тихий океан. Ее тело завернули в холщевую ткань и вместе с другими погибшими пассажирами скинули в холодные серые воды. Сойдя с корабля, который пришвартовался в порту Петропавловска-Камчатского, моя мама — твоя прабабушка — долго стояла и смотрела в сторону океана, как будто прощалась со своим прошлым: предками, родиной, погибшим мужем и старшей дочкой. Теперь они были вдвоем во всем этом мире. Впереди была длинная дорога по землям незнакомой Камчатки,
— поведала мне еще при жизни баба Люба.На момент вынужденного путешествия ей было чуть больше десяти лет, была осень, от холода дрожали коленки, не спасал даже теплый пуховой платок, в который она укуталась почти с головы до ног. Она с испугом думала о будущем. «Неважно, где ты живешь, сказала ей мама, — важно как ты живешь».
Благодаря им Камчатка и Сибирь сегодня — часть нашей большой страны
Прабабушка прожила нелегкую жизнь, но оставила после себя теплый и светлый след. Она учила грамоте местных ребятишек и взрослое население, помогала плести сети для рыболовных артелей. И ни разу не отказала людям в помощи.
Вот так мои предки стали участниками непростых исторических событий, внесших (в числе первых) свой вклад в развитие еще тогда новых, малоизученных территорий. Благодаря им Камчатский край и Сибирь сегодня являются частью нашей большой страны.
Теперь я, потомок первых сибирских переселенцев, несу эту мудрость через свою жизнь и стараюсь все наказы предков передавать своим детям. Возможно, внешне они уже не похожи на своих прабабушек и прадедушек, а их домом стала солнечная Кубань, но чувство гордости, сопричастности к своей истории, истории своей страны есть в каждом из нас, несмотря на прошедшее время, смену политических формаций и общественных убеждений. И главная наша объединяющая сила — это любовь к своей Родине!
Сообщение «Я — чалдонка»: о судьбе семьи первых сибирских переселенцев (https://ki-news.ru/article/ya-chaldonka-o-sudbe-semi-pervyh-sibirskih-pereselenczev/) появились сначала на Краснодарские известия (https://ki-news.ru).
Источник Краснодарские Известия (https://ki-news.ru/article/ya-chaldonka-o-sudbe-semi-pervyh-sibirskih-pereselenczev/).