«Я выбирала на продажу книги, о которых готова рассказывать часами» [Архив] - Форум владельцев китайских машин

PDA

Просмотр полной версии : «Я выбирала на продажу книги, о которых готова рассказывать часами»


himich
02.11.2024, 10:00
«Я выбирала на продажу книги, о которых готова рассказывать часами»
2018 год. Анна с двумя чемоданами стоит на вокзале Санкт-Петербурга, ожидая поезд. Она отчетливо понимает, куда едет и для чего, — осуществлять свою давнюю прекрасную мечту.

На стенах —*лепнина, в углу — дореволюционная печь

Краснодар встречает ее теплыми, греющими лучами солнца, а воздух наэлектризован предвкушением приближающейся беготни в поисках идеального места для будущего книжного магазина. И оно нашлось: совершенно удивительное, в старинной части города, где на стенах и потолках виднелась лепнина, а в углу сохранилась еще дореволюционная печь.

Думать было некогда, именно здесь и открылся независимый книжный магазин «Чарли», с каждым годом все больше завоевывающий искреннюю любовь краснодарцев. В его стенах проходили лекции, поэтические вечера. Люди приходили сюда не только за эксклюзивными книгами, но и за атмосферой чего-то настоящего, человеческого и теплого.

2024 год. В новостях появляется сводка, что здание на улице Красной, 69 горит — на него перекинулись языки пламени с соседнего здания. Книжный магазин «Чарли» и «Растенишная Ботанка» сгорели. «К сожалению, в мире не все нам подвластно. Случаются и такие вещи, — говорит основательница книжного, — но мы держимся и не отчаиваемся».

Уцелевшие книги из магазина увезли на благотворительный фестиваль, организованный «Чарли». Это был ответ на помощь, пришедшую от неравнодушных горожан, способ выразить благодарность и провести время в атмосфере праздника, а не горя. Я там, кстати, была. Душевно, красиво, тепло. Много людей пришли поддержать тех, кому действительно была нужна помощь.

Когда ты не обычный продавец, а полноценный собеседник

— Анна, с чего все началось? Что значит* независимый книжный магазин?

— Ты смотрела фильм «Вонка»? Ты не можешь не сделать задуманное, потому что уже полностью продумал свою идею: и название, и место, и что покажешь людям. Я училась в Санкт-Петербурге и наблюдала независимую книжную культуру в действии: какую аудиторию собирают магазины, какие книги привозят для любителей необычного и аутентичного. Подобная культура сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в больших сетевых магазинах, где выбор по большей части одинаковый для читателей всех регионов. Независимый книжный совсем по-другому работает: и с точки зрения сообщества, и твоего места в самом магазинчике. Ты не просто продавец, а полноценный собеседник. Это правда очень важно. Открытие книжного казалось мне отличной мыслью. Решение я приняла довольно давно, еще до переезда в Краснодар. Было ужасно страшно, так как я никогда не открывала бизнес и никогда бы не открыла какой-то другой. Это единственное, чем я хотела заниматься.

— Какие книги ты выбирала в магазин?

— Искала то, чего ты не увидишь на книжных полках крупных магазинов офлайн, чтобы можно было притопать ножками и посмотреть, пощупать книги, которых нет на витринах интернет-магазинов. Каких тем и авторов тебе не хватает в городе? Что бы ты хотел читать сам? Это были те самые книжки, о которых готова рассказывать часами. И, в общем-то, так и делала. В 2018 году независимый сектор был мало представлен в Краснодаре, но он быстро-быстро развивался: в стране открывались новые издательства, выходили новые книги. Со всеми нужно было взаимодействовать, следить за новинками на рынке, чтобы знакомить с ними читателей здесь, на юге.

https://ki-news.ru/wp-content/uploads/2024/11/img_4218-1024x768.jpg«На шестом году книготорговли почти перестала читать»

— Самые интересные издания, прочитанные тобою за последний год?

— Нужно отметить, что я* очень плохой читатель, ведь в бизнесе остается мало времени на вдумчивое чтение. На шестом году книготорговли почти перестала читать. Сейчас стараюсь вернуть время для литературы — не по работе, не по исследованиям, а просто для себя. Когда открывала книжный магазин, читала только художественную литературу. За годы, пока работаю, перед глазами всегда было что угодно, только не «художка»: мемуары, биография, история литературы, книготорговли, искусствоведческие тексты, стратегия, построение команды и бизнес-процессы. Все вокруг превратилось в гуманитарное знание, но мне не хватает усидчивости, постоянно куда-то бегаю, таскаю книжки, что-то организовываю, продаю. Поэтому мне просто не хватало времени, чтобы сесть и прочитать художественное произведение. В этом году наконец-то компенсировала этот пробел, всем сердцем обожаю серию «Альпина. Проза», «Поляндрия NO AGE». Они делают прозу для «молодых взрослых», переводя тексты с японского, корейского, исландского. А еще* издательство «Дом историй». Читала пару книжек, которые меня глубоко впечатлили.

— А если рассматривать не издательства, а отдельные книжки?

— Из последнего, прочитанного за этот год, у меня три главных произведения. «Табия тридцать два» Алексея Конакова — это остроумная фантасмагория о России будущего, где место ядра русской культуры занимают шахматы вместо классической литературы. Она совсем новенькая. «Кадавры» Алексея Поляринова — роуд-трип по альтернативному югу России, где появляются странные сущности — кадавры, с которыми герои взаимодействуют, изучают их и боятся. Я люблю Поляринова много-много лет и читаю все, что у него выходит. Книга «Остров, или Оправдание бессмысленных путешествий» Василия Голованова* попала исключительно в меня. Голованов —
фантастический путешественник, философ. У него открытый пристальный взгляд, честность искателя приключений* и* очень красивый язык.

Все остальное, наверное, лабораторные книжки, которые сложновато найти. Они попадаются мне исключительно в качестве коллекционерского флажка. Я ищу их специально. Лаборатория — видимое движение мысли междисциплинарной группы профессиональных участников, которые вместе исследуют какой-то вопрос или конкретную область. Одной из книжек, которая меня впечатлила, стала «Формы времени, Дизайн Карелии». В ней институт северного дизайна разбирается в вопросе, существует ли вообще карельский дизайн, через исследование материалов, мастерства, истории искусства региона. Сначала появилась лаборатория, потом передвижная выставка, и завершила исследование выпущенная работа. Региональные издательства и музейные институции делают классные вещи, нужно только знать, где искать. У нас есть проза, прикладные искусства, философия, капитализм — очень много разных прикладных фокусов.

— А у нас в городе есть интересные издательства?

— Если говорить про локальные вещи, в Краснодаре есть издательство «Асебия» (это андеграунд, на стыке философии и искусства). Мне кажется, эта история для сфокусированных людей в этой области. А может быть, для тех, кто устал от классического подхода и линейных текстов. Думаю, чтобы заходить в ассортимент «Асебии», должен быть читательский бэкграунд. У меня, кстати, такого нет.

«Моя личная библиотека — это мой внешний жесткий диск»

— Топ-5 книжек, которые ты взяла бы на необитаемый остров.

— Я не поеду на необитаемый остров, сто процентов. Клянусь, без своей библиотеки жить мне будет очень трудно. Даже в дальнюю поездку с огромным трудом выбираю книжку. Следом за мной уехало двенадцать коробок, когда переезжала жить в другой город. Моя библиотека — рабочая, но она постоянно мне нужна — обращаюсь в ее закрома не для развлечения, а как к огромному справочнику. По сути, это мой внешний жесткий диск — я не могу помнить все-все в этом мире, но пока занимаюсь вопросом, горящим изнутри, абсолютно точно нуждаюсь в своем родном справочнике. Несколько лет поиска и собирательства привели к тому, что на полках есть все, что мне надо: история книготорговли, издательское дело, региональная книжная культура. Все стоит на моих полках — от дореволюционного до советского и современного — издательства Санкт-Петербурга, Москвы, регионов. Сказать, что я взяла бы что-то определенное с собой на необитаемый остров, просто невозможно. Придется тащить всю библиотеку.

— Тогда назови одну особенную книгу из своей библиотеки.

— «Записки старого книжника» Федора Шилова, 1959 года, издательство «Искусство». Автор — антиквар, абсолютно великий библиограф, сквозной герой почти всех воспоминаний советских собирателей, ведь именно он доставал и продавал всем им книжки. «Записки старого книжника» — история конца XIX века про путь книготорговца из Ярославской губернии. О том, как выглядел книжный Санкт-Петербург того времени. В биографии от первого лица описывается процесс поиска и продажи книги. Абсолютно удивительное время и люди, очень похожие на нас. Во время прочтения я ощутила чувство необыкновенной сопричастности к мыслям и идеям книготорговли той эпохи. Книга для меня очень-очень важна, она в сакральном, глубоком сейфе библиотечных закромов. Тоненькая, совершенно случайно мне доставшаяся. И я редко о ней рассказываю.

— Что планируешь делать с магазином «Чарли» в будущем?

— Долгосрочного и устойчивого сюжета дальнейшего развития пока нет. Мы только смотрим, что еще можно сделать, опыта таких поворотов у нас еще не было. Можно говорить о ближайших планах: хочется привести в порядок дела, закрыть все юридические и финансовые вопросы (их достаточно много). Потихоньку ищем площадку для жизни и двигаемся по мере поступления вводных.

Сообщение «Я выбирала на продажу книги, о которых готова рассказывать часами» (https://ki-news.ru/article/ya-vybirala-na-prodazhu-knigi-o-kotoryh-gotova-rasskazyvat-chasami/) появились сначала на Краснодарские известия (https://ki-news.ru).



Источник Краснодарские Известия (https://ki-news.ru/article/ya-vybirala-na-prodazhu-knigi-o-kotoryh-gotova-rasskazyvat-chasami/).